О похвале и не только

Многие родители верят, что похвала поможет вырасти ребенку сильным уверенным человеком. И совершенно забывают, что и похвала и критика -  это оценка. Дети, которых часто и много хвалят, так же как и дети,  которых много и часто критикуют,  становятся зависимыми от внешней оценки.

Когда родитель хвалит ребенка, он его оценивает. Он как бы говорит ребенку: «Я замечаю, когда ты что-то делаешь хорошо. Я рад этому. И мне важно, что бы ты понял, что радовать меня и угождать мне гораздо эффективнее. Когда ты что-то делаешь хорошо – я радуюсь. Надеюсь, что радовать меня тебе будет гораздо приятнее, чем огорчать».

Часто похвала может привести к нервозности, к сопротивлению, упрямству со стороны ребенка. Получая много незаслуженной похвалы, ребенок как бы хочет проявить свою «настоящую суть» и поэтому стремится своим поведение разрушить тот идеальный образ, созданный похвалой.

«Захваленный ребенок», попавший в зависимость от положительной оценки,  часто испытывает тревогу, страх перед угрозой разочарования своих близких людей. Он  с трудом может начать новое дело, выполнить новое непривычное задание, а часто  не может довести начатое до конца, если чувствует, что не дотягивает до заданной планки. Обычно такие дети в школе плачут на контрольных и олимпиадах, трясутся перед экзаменами. Неуспех и поражение, без которых не обходится ни одна жизнь, могут их надолго «выбить из колеи», потому что страх потерять любовь и расположение близких лишает опоры.

Регулярная похвала отнимает у детей свободу быть собой, познавая мир, совершать ошибки, и усваивать полученные уроки постепенно, в соответствие со своими способностями, потребностями. В своей книге «Метаморфозы родительской любви» известный психолог Ирина Млодик пишет о похвале следующее: «Похвала требовательна, провокативна, коварна и пронизана  ожиданиями. Тактически, сиюминутно она делает наших детей сильнее, но стратегически, в перспективе – лишает их сил. Заставляя львиную долю усилий тратить на старание,  на «делание вида», а не на дело, и на мучительный страх разочаровать тех, кто уже один раз их похвалил».

Так надо ли хвалить ребенка? И если хвалить, то, каким образом?

Правила похвалы:

  • Похвала должна содержать наши чувства, ассоциации, желания  по поводу поступка ребенка, его действий, но не оценивать самого ребенка.
  • Поощряя ребенка, дайте ему возможность оценить себя самому, выразить свои чувства к происходящему.
  • Похвала должна давать возможность ребенку сделать реалистический вывод о себе самом.

 

 

Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей, из книги Хаима Гинота «Родители и дети»:

 

Правильная похвала: "Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"

Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".

Неправильная похвала: "Ты просто молодец".

 

Правильная похвала: "Твое стихотворение меня очень тронуло".

Возможный вывод: "Хорошо, что я умею писать стихи".

Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохие стихи".

 

Правильная похвала: "Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!"

Возможный вывод: "Я умею плотничать".

Неправильная похвала: "Ты хороший плотник".

 

Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"

Возможный вывод: "Я помог маме".

Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама".

 

Правильная похвала: "В твоем сочинении есть интересные мысли".

Возможный вывод: "Я могу писать оригинально".

Неправильная похвала: "Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться".

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

А если говорить о детях от 0 до 3 лет, то для них похвала должна содержать в первую очередь чувства, эмоции, отражающие отношение к их действиям. Так же похвала  служит для малышей   еще источником позитивного отношения к своей деятельности. Можно использовать слова:

 

  1. У тебя получилось! Я очень рада, а ты?
  2. Ты в этом разобрался.
  3. Ты ловко это делаешь.
  4. Это трогает меня до глубины души.
  5. Ярко, образно.  
  6. Великолепно!
  7. Здорово!
  8. Прекрасно!
  9. Грандиозно!
  10. Незабываемо!
  11. Поздравляю.
  12. Я тобой горжусь.
  13. Остроумно.
  14. Я просто счастлив.
  15. Экстра-класс.
  16. Мне очень важна твоя помощь.
  17. Талантливо.
  18. Работать с тобой - просто радость.
  19. Я очень рада твоим успехам!
  20. Ты сегодня много сделал.
  21. Получилось!
  22. Потрясающе.
  23. Замечательно.
  24. Поразительно
  25. Я знал, что тебе это по силам.
  26. Неподражаемо!
  27. Мне очень нравиться, как ты это сделал!
  28. Красота!
  29. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  30. Очень интересно!
  31. Удивительно!

 

Используемая литература:

  1. Хаим Дж. Гиннот «Дети и родители»
  2. И. Млодик «Метаморфозы родительской любви»
  3. Е. Тимошенко «Чудо Монтессори или учение без мучений  и воспитание без оценок, наград и наказаний»

 

                                                                                                                                                                                                                                    Марина Аппаратова, детский психолог, монтессори-педагог.