Сенсорная интеграция и нейрокоррекция
Что такое сенсорное пространство и как оно работает?
В последнее время все больше говорят о сенсорном развитии детей, о нарушениях, связанных с его развитием. Чаще всего говорят о так называемом «нарушении обработки сенсорной информации (НОСИ)» - когда сигналы от сенсорных систем обрабатываются нервной системой неправильно, с искажением. Дети становятся излишне чувствительны к некоторым стимулам (например, к тактильным или слуховым), или наоборот, плохо ощущают стимулы (ощущения от мышц, суставов, тактильные ощущения).
Несбалансированная работа сенсорных систем приводит к различным поведенческим нарушениям:
- излишняя подвижность (ребенок находится в постоянном движении, количество движений и их хаотичность возрастает при утомлении, при сильных эмоциональных переживаниях, позитивных или негативных, при напряжении);
- низкий уровень энергичности и активности;
- рассеянное внимание и патологическая отвлекаемость;
- трудности с моторной координации и проблемы с мышечным тонусом;
- нарушение сна, аппетита;
- излишняя эмоциональность;
- трудности с планированием движений: ребенок не может освоить катание на велосипеде, самокате, трудности в занятиях спортом;
- неумение следовать предложенным алгоритмам;
- импульсивность.
В раннем возрасте НОСИ может приводить к задержке речевого развития (ЗРР, ОНР), задержке психо-моторного развития.