Сенсорная интеграция и нейрокоррекция

Что такое сенсорное пространство и как оно работает?

В последнее время все больше говорят о сенсорном развитии детей, о нарушениях, связанных с его развитием. Чаще всего говорят о так называемом «нарушении обработки сенсорной информации (НОСИ)» - когда сигналы от сенсорных систем обрабатываются нервной системой неправильно, с искажением. Дети становятся излишне чувствительны к некоторым стимулам (например, к тактильным или слуховым), или наоборот, плохо ощущают стимулы (ощущения от мышц, суставов, тактильные ощущения).

Несбалансированная работа сенсорных систем приводит к различным поведенческим нарушениям:

  • излишняя подвижность (ребенок находится в постоянном движении, количество движений и их хаотичность возрастает при утомлении, при сильных эмоциональных переживаниях, позитивных или негативных, при напряжении);
  • низкий уровень энергичности и активности;
  • рассеянное внимание и патологическая отвлекаемость;
  • трудности с моторной координации и проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушение сна, аппетита;
  • излишняя эмоциональность;
  • трудности с планированием движений: ребенок не может освоить катание на велосипеде, самокате, трудности в занятиях спортом;
  • неумение следовать предложенным алгоритмам;
  • импульсивность.

В раннем возрасте НОСИ может приводить к задержке речевого развития (ЗРР, ОНР), задержке психо-моторного развития.

Когда нужен специалист по сенсорной интеграции

Если ваш ребенок:

  • не сидит на месте, находится все время в поиске новых ощущений;
  • испытывает трудности с концентрацией внимания;
  • мало двигается, часто падает или задевает углы и предметы;
  • отличается неловкостью движений;
  • излишне эмоционален (истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение);
  • испытывает сложности в общении со сверстниками;
  • трудно осваивает велосипед, коньки или ролики;
  • не знает, чем себя занять, во что поиграть, ничего не увлекает;
  • избегает объятий и прикосновений, резко реагирует на некоторые ткани одежды;
  • не любит играть с пластилином, песком, красками, боится испачкаться, очень часто моет руки;
  • боится громких звуков, боится звуков электроприборов;
  • очень избирателен в еде, не ест твердую пищу;
  • не пробует новые продукты, блюда, покормить его в поездке очень трудно;
  • плохо разговаривает, речь обеднённая или «каша во рту»;

то вам нужен специалист по сенсорной интеграции, умеющий организовать работу в сенсорном пространстве.

В нашем центре работают такие специалисты. Они ведут индивидуальные и групповые занятия.

Сенсорное пространство в нашем центре

Сенсорное пространство в нашем центре - это пространство (помещение) организовано таким образом, что ребенок, свободно занимаясь в нем, играя, выполняя задания специалиста, сможет напитать свои сенсорные потребности. А специалист поможет ребенку освоить проблемные для него процессы (контроль движения, выражение чувств и эмоций, улучшение памяти и внимания, навыки саморегуляции и самоконтроля).

В сенсорном пространстве есть следующие зоны:

  • зона для развития координации движения (шведская стенка, качели, гамаки и др), балансировочные доски, лестницы горизонтальные, батут, горка;
  • зона для тактильных ощущений (сенсорные и сыпучие коробки, сухой бассейн, коробки с различным природным материалом);
  • зона свободная для движения, в которой ребенок может бегать, прыгать, ползать, выполняя различные задания взрослого;
  • оборудование для тактильных ощущений (чулок совы, яйцо совы, бочка, диски, сенсорные коврики и др);
  • спортивный инвентарь (гимнастические палки, обручи, мячи, скакалки);
  • настенные сенсорные модули, сенсорный материал для работы за столом;
  • творческая зона (краски, карандаши, мелки, бумага, мольберты);
  • музыкальная зона;
  • водная зона.

В сенсорном пространстве занятия могут быть индивидуальные и групповые, с родителями и без родителей.

Главным отличием занятий в сенсорном пространстве от других привычных занятий является возможность детям двигаться, выбирать себе деятельность, осваивая новые движения.